Содержание
Общая информация
Щебеночный балласт, получаемый из прочных магматических пород: граниты, габбро, диориты, сиениты (глубинные породы), диабазы, базальты (излившиеся породы), является лучшим из современных балластных материалов благодаря долговечности, высокой сопротивляемости осадкам шпал и их смещениям в горизонтальной плоскости, хорошим дренирующим, упругим и электроизоляционным свойствам щебеночной призмы.
Щебень для балласта получают из природного камня методом дробления горных пород. В зависимости от вида исходной горной породы щебень может изготовляться :
Щебеночный балласт, приготовленный из прочных магматических пород: граниты, габбро, диориты, сиениты (глубинные породы), диабазы, базальты (излившиеся породы), является лучшим из современных балластных материалов благодаря долговечности, высокой сопротивляемости осадкам шпал и их смещениям в горизонтальной плоскости, хорошим дренирующим, упругим и электроизоляционным свойствам щебеночной призмы.
Основные требования к балластному щебню
Основной задачей балластного слоя является восприятие давления производимого шпалами.
Как выглядит щебень балластный
Свойства балластного щебня:
Щебень высокого качества обладает малым водопоглащением, что позволяет использовать его в качестве дренажа при сооружении балласта для железнодорожного пути. Насыпная плотность или удельный вес такого щебня составляет 1200 кг/м3. Лещадность — важная характеристика щебня, которая характеризует форму зерна продукта.
Что такое балластный щебень?
Балластная призма железнодорожных путей выполняется из сыпучих и хорошо дренирующих материалов, как правило, щебня. Балластный щебень изготавливается путем размельчения твердых горных пород – гранита, сиенита, диорита, диабаза, базальта. Обладая высокой прочностью, долговечностью, морозо- и влагостойкостью, он применяется для балластировки рельсовых путей железных дорог, козловых и башенных кранов.
Балластный щебень должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему нормативными документами:
Наименование месторождения горной породы, а также физико-механические характеристики балластного щебня, проверенные контрольными испытаниями на соответствие требованиям ГОСТ 7392-2014, фиксируются в паспорте качества, которым сопровождается каждая поставка отгружаемого материала. При приемке балластного щебня служба контроля качества завода-изготовителя проводит следующие виды испытаний:
Балластная призма из щебня воспринимает и распределяет по поверхности нижнего строения динамические нагрузки, а также предохраняет пути от боковых и продольных смещений шпал, которые возникают под воздействием проходящих железнодорожных составов и движущихся кранов.
Балластная призма железнодорожных путей выполняется из сыпучих и хорошо дренирующих материалов, как правило, щебня. Балластный щебень изготавливается путем размельчения твердых горных пород — гранита, сиенита, диорита, диабаза, базальта. Обладая высокой прочностью, долговечностью, морозо- и влагостойкостью, он применяется для балластировки рельсовых путей железных дорог, козловых и башенных кранов.
Срок службы
В первое время эксплуатации балласта происходит стабилизация слоя, интенсивное накопление остаточных деформаций пути.
Применение
Для балластного слоя путей 1—3-го классов должен применяться только щебень твердых пород марки И20 (буква «И» — истираемость, цифра — 20 % потери по массе) или У75 (буква «У» — удар, цифра — условные единицы по копровым испытаниям). На путях 4—5-го классов может применяться щебень средней твердости марки И40 или У50; по содержанию зерен слабых пород — допускается не более 10 % по массе зерен с пределом прочности при сжатии в водонасыщенном состоянии менее 20 МПа.
Преимущества и недостатки
Балластный щебень повышает устойчивость шпал
Применение щебня для создания балластного слоя железнодорожного пути
Щебеночный балласт получают, как правило, из таких твердых горных пород как гранит, диорит, сиенит и др. Он обладает такими характеристиками как долговечность и прочность, имеет высокую сопротивляемость осадкам. Особое строение частиц данной разновидности щебня обуславливает его высокие дренажные свойства. Щебень балластный используется при строительстве и ремонте железнодорожных путей.
Требования к щебню
К щебню предъявляются требования по следующим показателям:
В то же время применение на ряде участков эксплуатируемых линий щебня низкого качества из слабых осадочных пород (известняки, доломиты, песчаники), особенно при железобетонных шпалах, неэффективно из-за быстрого износа и измельчения такого щебня, потери им дренирующих свойств, образования выплесков. По этой причине укладка в балластную призму на путях 1—3-го классов смешанного щебня различных пород и прочности не допускается. В настоящее время введены дополнительные требования к щебню балластировки путей 1—3 классов, в том числе по содержанию плоских частиц, частиц со сверхнормативными размерами, также введена обязательная проверка гранулометрического состава щебня на базах путевых машинных станций.
Щебеночный балласт
Щебеночный балласт — балласт для верхней части строения пути (балластной призмы).
Щебёночный балласт
Область применения
Балластный щебень широко применяется в строительстве железных дорог. Для обустройства железных дорог от первого до третьего классов допускается применение щебеня из твердых пород марки И 20. Буква «И» характеризует истираемость, а цифра показывает процент потерь по массе материала. Может использоваться материал марки У75. Где «У» – удар, а цифра – условные единицы копровых испытаний. На путях четвертого и пятого классов можно применить щебень средней твердости марки И 40 или же У 50. Данный материал получается вследствие измельчения горных пород.
Щебень низкого качества, который изготавливается, из слабых осадочных пород неэкономен и неэффективен по той причине, что он слишком быстро изнашивается и теряет свои необходимые свойства. В таком материале присутствует много частиц мелкой фракции.
Для укладки дорожных путей первого класса используется балластный щебень только высокого качества, с большой прочностью.
Основной задачей балластного слоя является восприятие давления воспроизводимого шпалами. Помимо того, что данный слой принимает на себя все давление, он равномерно распределяет его по всей поверхности. Щебеночный балласт повышает устойчивость шпал. Во избежание переувлажнения основной площадки нельзя допускать, чтоб влага длительное время прибывала на поверхности балластного слоя.
Щебень балластный используют для создания балластного слоя железнодорожного пути
В настоящее время требования к балластному щебню для строительства дорог первого – третьего класса ужесточились.
При выборе балластного щебня стоит обратить внимание на такие характеристики как поглощение влаги, зерновой состав, насыпную плотность или удельный вес. Во время закупки строительного материала – щебня для балластного слоя железнодорожного пути, данную статью можно смело использовать как информационную методичку. Делайте правильный выбор, который поможет сэкономить финансы.